Ртуть в системе международной экологической политики

В последние два-три десятилетия заметно активизировалась международная природоохранная деятельность, связанная с изменением климата, озоновыми дырами, загрязнением окружающей среды. Приводятся доказательства отравления живого организма неизбежными выбросами в атмосферу и высвобождением на суше и в воде вредных паров и частиц. В более прикладном и ощутимом смысле актуальность сегодня обрела проблематика производства первичной ртути и поставка её на международный рынок. С потребительской точки зрения реализация ртути и её компонентов на мировом рынке, на первый взгляд, представляется делом, не противоречащим практике международной торговли. Однако свойство этого металла испарять в окружающую жизнеспособствующую среду вредоносные эмиссии и, в конечном счете, отравлять её ставит ртуть в разряд субстанций, требующих к себе вдумчивого, даже критического отношения.

Длительными международными исследованиями и обзорами (США, Япония, Уругвай, Таиланд и др.) установлено, что загрязнение ртутью происходит повсеместно, в любой среде и что она имеет свойство накапливания. Анализами и исследованиями также подтверждено, что концентрация ртути в рыбе и человеческих волосах уже превышает допустимый уровень.

В духе принципиальных экологических подходов ЮНЕП, Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) с некоторых пор мобилизуют внимание мировой общественности на выработку и согласование юридических основ коллективного взаимодействия в области ртути и ртутьсодержащих металлов и руд. Цель этих действий – предотвращение дальнейшего ухудшения среды обитания живого организма с человеком в ее сердцевине. Данное обстоятельство признано очередной сложной и многоформатной глобальной проблемой современности – экологической. Безрадостная перспектива человеческого бытия поддерживается также результатами и характером производственной деятельности людей в горнодобывающей, в том числе кустарной добычи золота, металлургической, химической и энергетической областях – важнейших сферах жизнедеятельности человека. Неспроста поэтому проблема «всех живых организмов и природных ресурсов» акцентирована в Декларации Тысячелетия ООН как одна из шести фундаментальных ценностей XXI века. На востребованность экологических ценностей в современном мире недавно указал в ходе встречи с региональными руководителями премьер-министр РФ  Д. Медведев.

Кыргызстан отдает себе отчёт в исключительной важности экологической проблемы и строит свою природоохранную политику в координации с ЮНЕП и ГЭФ. Исполнительным государственным органом в этой сфере деятельности в режиме постоянного взаимодействия и анализа является Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР (ГАООСЛХ), а также ряд других организаций и учреждений сопутствующего экологического значения: Минздрав, Минэкономики, Минэнергопром, Госинспекция по экологической и технической безопасности, Независимая экологическая экспертиза, «Хабитат – Кыргызстан» и другие.

КР внимательно следит за развитием экологических проблем в мире, за практической деятельностью международных природоохранных институтов и с готовностью принимает приглашения на сессии. Не далее как в январе 2013 г. в Женеве специальный «Межправительственный комитет ЮНЕП для ведения переговоров по подготовке имеющего обязательную юридическую силу глобального документа по ртути» на своей пятой сессии (МПК-V) в лице 140 официальных делегаций, в том числе КР, основательно рассмотрел и одобрил проект текста «Глобальной конвенции «Минамато» по ртути» – юридически обязательного для всех международного инструмента.

Система МПК, проект указанной Конвенции, а также место в них КР нуждаются в некоторых пояснениях, главным образом для граждан и заинтересованных лиц Кыргызстана. Ранее ЮНЕП была признана необходимость принятия особых международных норм, направленных на снижение загрязнения окружающей среды ртутью. А в феврале 2009 г. тем же органом в Найроби было решено приступить к подготовке соответствующего международного документа. Упомянутый выше «Межправительственный комитет» во исполнение этого принципиального решения ЮНЕП с тех пор провел пять судьбоносных сессий: первую – в 2010 г. в Стокгольме, вторую – в 2011г. в японском городе Чиба, третью – в 2011 г. в Найроби, четвертую – в 2012 г. в городе Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и пятую – в январе 2013 г. в Женеве. В промежутках между сессиями состоялись не менее важные региональные консультации по существу.

До предела насыщенно и целенаправленно проходили дискуссии вокруг проекта Конвенции на заключительной, пятой сессии МПК, которой было суждено даже принять в отношении завершения работы над текстом политическое решение. В итоге, задача обеспечения готовности этого проекта к его заключительному протокольно-юридическому оформлению уполномоченными делегациями Сторон на Дипломатической конференции в Японии в октябре была в Женеве успешно решена. Существенную роль в решении этой важной многоформатной задачи сыграл член Международного бюро по ртути от Латинской Америки Председатель МПК г-н Ф. Лугрис.

Следует отметить, что на сессиях МПК постоянно отмечалась необходимость предпринять объединёнными усилиями ГЭФ и делегаций Сторон серьёзный поиск альтернативных форм снижения производства первичной ртути, не нарушая систему занятости населения. Делегации Египта, Бразилии, Филиппин и других стран внесли предложение определить 2025 год как дату завершения процесса создания альтернативных, нертутных производств. Как положительный в этом смысле был отмечен пример проектов, созданных ГЭФ в Сенегале, Бурунди, Мали. Крупным шагом в рассматриваемом направлении также квалифицировано переформатирование ртутного комбината «Альмаден» в Испании, который создал на прежней промышленно-технической базе новый Национальный технологический институт демеркуризации. Руководители этого комбината в беседе с нами выразили готовность поделиться своим опытом с представителями КР, если они посетят их производство.

На сессии МПК-V прозвучали не вполне однозначные мнения о названии Конвенции. Невзирая на то, что определенная часть жителей города Минамата возражала против использования имени их города в названии документа, присутствовавшая на сессии делегация Японии, региональные группы и МПК-V в целом одобрили его как «Минаматская конвенция о ртути» (по имени портового города в префектуре «Кумамото» на острове Кюсю, где в середине прошлого века у местных жителей в результате длительного употребления рыбы, зараженной выбросами ртути, возникла массовая болезнь). Японская делегация напомнила, что правительство Японии еще в 2010 г. на МПК-I огласило свое пожелание связать название конвенции с названием города Минамата.

 

«Минаматская конвенция о ртути» органически согласуется со стратегическими и органическими выводами и целями других, базовых международных документов природоохранного характера, в частности Базельской, Стокгольмской, Роттердамской конвенциями, переводит ртуть в плоскость международно-правовой согласованности и применения. Она, таким образом, еще больше укрепляет и расширяет международно-юридическую базу, касающуюся ртути.

На текущем международно-активном экологическом пространстве достаточно заметное место занимает Кыргызстан по следующим основным причинам:

  1. В республике с начала 40-х годов XX в. по различным объективным обстоятельствам (административно-политическим, геологическим, природно-климатическим, экономическим и др.) сложилась практика добычи, разработки и экспорта первичной ртути. Долгие десятилетия это было связано с бывшей советской системой централизованного планирования и деятельности промышленных и других объектов. Центром и зоной производства ртути было и остается Хайдарканское ртутное акционерное общество (ХРАО), производственный коллектив и объем добываемой ртути которого с обретением республикой независимости неуклонно демонстрирует снижающуюся динамику. В настоящее время трудовой коллектив ХРАО составляет около 450 человек против 1800 ранее.
  2. Правительство КР внимательно следит за состоянием производства первичной ртути в республике и в мире. В 2009 г. Распоряжением № 583 был одобрен «План действий в отношении производства первичной ртути и ее воздействия на окружающую среду». Международной экспертизой План был признан приемлемым и поддержан ПРООН, ЮНЕП, ГЭФ, ЮНИТАР, Правительствами США, Швейцарии, Норвегии. Несмотря на это и на возражения ГАООСЛХ, Распоряжением Правительства КР № 200 от 08.12.2010 г., подписанным тогдашним президентом Р. Отунбаевой, он был отклонен как «утративший силу». Тем не менее, рациональность этого Плана (комплексный, аналитический подход, социально-ориентированные альтернативные варианты перепрофилирования производства ртути и т.д.) сохраняет целесообразность его реанимирования.
  3. Положение ХРАО рассмотрено депутатской группой Парламента республики в 2011 г., которая выразила обеспокоенность сложной экологической обстановкой вокруг комбината, отметила необходимость проведения там реабилитационных работ и разработки международных правил и норм, регулирующих ртутную политику страны в целом.
  4. В реестре ГЭФ и ЮНЕП ХРАО квалифицируется сегодня единственным производителем и экспортером первичной ртути. По этой причине ГЭФ «держит» ХРАО в поле своего активного внимания. В соответствии со своей стратегией и в свете отклонения указанного выше Плана ГЭФ разработан проект «Сокращения местных и глобальных рисков, связанных с добычей ртути в Кыргызской Республике» и выделен 1 миллион средств для финансового обеспечения его реализации. Эти средства и сам проект проходят на данном этапе соответствующее международное ТЭО. В качестве основных целей этого проекта указаны: оценка рисков для окружающей среды и человека, создание долгосрочной стратегии снижения рисков, поиск и экономические расчеты альтернативных источников сырья и стабильного производства, ознакомление общественности и международный обмен опытом и информацией.
  5. МПК-V этот проект был признан как один из положительных результатов практического содействия странам с переходной экономикой в сфере санации окружающей среды.
  6. Кыргызстан является традиционным участником всего межправительственного переговорного процесса по ртути, в том числе принятия «Манаматской конвенции». Руководство республики («Комитет ЖК по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию») своим решением выразило понимание важности проекта ГЭФ, поддержало его, несмотря на особую позицию производственников объединения. Комитет рекомендовал Правительству страны разработать программу развития ХРАО, поручил ГАООСЛХ в координации с Госагентством по геологии и минеральным ресурсам, Госинспекцией по экологической безопасности и самим ХРАО «продвигать указанный проект».

 

Отмеченные выше причины и обстоятельства, относящиеся к международной и национальной политике в области первичной ртути, формируют логическую предпосылку для того, чтобы Кыргызстан наравне с остальными странами-членами ЮНЕП подписал «Минаматскую конвенцию о ртути» на Дипломатической конференции, созываемой для этой цели в Японии в октябре 2013 года. Подписание этого стратегически важного международного документа подтвердит, что перед лицом глобальных вызовов и тенденций современности КР действует в унисон с мировым сообществом, согласуя собственные национальные интересы с нормами и правилами международной жизни.

 

Глава “Доормедиа”

Вячеслав Гончаров

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *