«Кереге» – открытый доступ к экологической информации (о разработке системы управления и мониторинга экологической информации)
Устойчивое развитие Кыргызстана зависит от эффективности принятия решений, которые учитывают (кроме чисто экономических) экологические соображения, мнение общественности.
Понятно, что открытость системы управления, свобода информации являются здесь мощным фактором. Ведь каждый кыргызстанец имеет право жить в здоровой окружающей среде, обязан охранять ее и быть информированным.
Экологическая информация, как указано в Орхусской Конвенции, включает любое сообщение, относящееся к состоянию окружающей среды – воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы.
Конвенция устанавливает обязательства государственных органов по сбору и распространению экологической информации, включая информацию, связанную с чрезвычайными ситуациями, а также необходимую для того, чтобы люди моги принять нужное решение в своей повседневной жизни. Особое внимание – информации, которая является центральной при принятии управленческих решений и разработки политики.
На Рабочем совещании по разработке и созданию единой интегрированной системы управления и мониторинга экологической информации в КР обсудили структуру и процесс создания единой системы экологической информации, а также рассмотрели вопрос о межведомственном взаимодействии в данном направлении.
Участники совещания – а это специалисты госорганов, осуществляющих сбор, обработку, анализ данных, мониторинг и контроль за состоянием окружающей среды – отметили, что существующие системы информации обладают узконаправленным фокусом на ту или иную составную часть окружающей системы.
Например, есть единая база данных по диким животным, доступная онлайн и разработанная в рамках одного из международных проектов совместно с государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР.
Ведется разработка информационной системы по управлению водными ресурсами, целью которой является оказание поддержки в планировании и управлении интегрированными водными ресурсами, а также в управления и техобслуживании межхозяйственных и внутрихозяйственных ирригационных систем всей страны.
Также участники совещания познакомились с опытом создания системы экологической информации в Европейских странах. Так, представитель Института Окружающей среды Финляндии рассказал о единой системе информации по качеству воды, основных компонентах, процессе сбора и периодичности обновления, системе экологического мониторинга водных объектов, а также опыте разработки подобной системы в Кыргызстане.
Цель проекта ПРООН-ГЭФ «Усиление институционального и правового потенциала для обеспечения улучшения национальной системы управления и мониторинга экологической информацией», в рамках которого проводится работа состоит в усилении потенциала правительства Кыргызстана. Потенциала, который позволит правительству принимать более взвешенные решения и поддерживать, а также исполнять свои обязательства по глобальным экологическим конвенциям.
Фокус делается на управление данными и информацией для формулирования отраслевых планов развития, которые лучше отражают направления глобальной окружающей среды.
Чтобы общественность и лица, принимающие решения, основывались на достоверной информации по поддержанию и сохранению биоразнообразия и экосистем, требуется информационная система по сбору данных, их анализа и доведения до сведения заинтересованных сторон в виде динамики показателей, визуального представления данных и иных инфографических материалов.
Рисунок 1. Процессы принятия решений и роль информационной системы.
Национальная система управления и мониторинга экологической информации предназначена для автоматизации сбора, хранения, обработки и предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, здоровья населения в свете решения приоритетных экологических проблем. Она является важным звеном системы управления экологической ситуацией в регионе/городе.
Система даст комплексную оценку экологической ситуации и сравнительный анализ экологической обстановки как в географическом разрезе районов, так и для приоритезации экологических проблем. Кроме того, она позволит выявить причины, влияющие на ухудшение/улучшение экологической обстановки.
Рисунок 2. Основные компоненты информационного процесса.
В целом, интерактивная система информации позволит выйти на качественно новый, эффективный и более динамичный уровень принятия управленческих решений в сфере охраны окружающей среды.
В приведенном рисунке представлены основные виды использования информации и компоненты системы.
Информационная система управления и мониторинга экологической информации Кыргызской Республики направлена на сбор, обработку и синтезирование доступных экологических данных и информации, связанных с реализацией Рио-Конвенций.
Ее цель – обеспечение основы для оценки и мониторинга состояния окружающей среды, сохранения и рационального использования природных ресурсов.
Система разработана в соответствии с первым шагом – внедрением общенациональной программы цифровой трансформации страны «Таза Коом», «Программы 40 шагов» Правительства КР на 2018-2023 годы.
Рисунок 3. Процессы принятия решений: расширенная схема на примере управления в сфере ООПТ.
Ядром системы является набор хорошо сбалансированных экологических показателей, основанных на ряде индикаторов Рио-Конвенций и Целей устойчивого развития, описанных в пространственном и временном измерениях.
Интегрированная система управления и мониторинга экологической информации «Кереге», включая структуру сбора информации, описание скриптов и интерфейсов, программного обеспечения будет разработана и протестирована.
Параллельно будут проведены обучающие мероприятия по работе с системой и разработаны правовые механизмы сбора, распространения и обработки экологической информации.
Основные направления работы в процессе создания Системы управления и мониторинга экологической информации изображены на рисунке 4.
Рисунок 4. Основные направления процесса разработки Системы управления и мониторинга экологической информации.