Система метаданных – основа формирования экологических показателей для принятия управленческих решений и отчетности по международным конвенциям.
Кроме вопросов о погоде людей всегда интересует состояние окружающей среды. По этой причине население всегда ожидает от государственных институтов внимательного отношения к состоянию окружающей среды и многие читают данные об уровне загрязнения атмосферы и планах вырубки городских парков с большим интересом, чем политические новости.
Государственное управление не может быть эффективным без адекватной оценки состояния природных ресурсов и прогнозов состояния окружающей среды. В связи с этим рано или поздно возникает понимание необходимости создания инструмента оценки состояния окружающей среды на основе данных, собираемых различными службами. Как результат, принимается решение о создании и развитии экологического мониторинга, под которым понимается комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояний окружающей среды под воздействием различных факторов.
В Кыргызской Республике наблюдениями занимаются различные службы, которые принадлежат разным ведомствам. Методы и средства сбора и обработки данных зависят не только он ведомственных задач, но и от уровня финансирования текущей деятельности.
Основные направления мониторинга состояния окружающей среды распределены между государственными органами следующим образом: Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства – изучение антропогенного воздействия на окружающую среду, оценка состояния животного и растительного мира; Государственная инспекция по экологической и технической безопасности – изучение и контроль выбросов вредных веществ в атмосферу, и сбросов сточных вод; Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации – оценка состояния сельскохозяйственных угодий, изучение водных ресурсов, засоленности почв; Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования – изучение состояния подземных вод; Министерство чрезвычайных ситуаций – изучения состояния окружающей природной среды, оценка состояния хвостохранилищ; Министерство здравоохранения – оценка воздействия окружающей среды на здоровье населения. Среди разнообразных внутриведомственных данных в Министерстве экономики, Министерстве транспорта и дорог, Министерство культуры, информации и туризма, Министерстве образования и науки, Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики, Национальной Академии Наук КР, ОМСУ, Мэриях городов и других организациях. есть и информация, имеющая отношение к окружающей среде.
Национальный статистический комитет КР на основании отчетов респондентов и данных административных источников ведет разработку статистики окружающей среды, включающую сбор и анализ статистических данных в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
К сожалению, в Кыргызстане отсутствует информационная система, объединяющая в себе данные экологического мониторинга и знания всех участников процесса сбора и обработки информации об окружающей среде. Круг потенциальных потребителей подобной системы довольно широк – от населения, которому необходимы знания о состоянии среды обитания до лиц, принимающих решения о социальном и экономическом развитии регионов. При планировании централизованной информационной системы необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- Данные экологического мониторинга собираются и обрабатываются ведомственными информационными системами, которые разобщены, разработаны на различных платформах и эксплуатируются в соответствии с ведомственными задачами.
- Технологическое и техническое неравенство существующих ведомственных информационных систем определяется уровнем бюджетного финансирования и непостоянным финансовым участием доноров
- Часть информационных систем находится в процессе проектирования, разработки, заполнения данными и не готова обеспечивать высокий уровень достоверности предоставляемой информации.
В этих условиях система может быть создана путем очередной автоматизации всех участников процессов сбора и обработки информации на единой технологической платформе или используя распределенные данные существующих информационных систем с учетом их особенностей.
В любом случае, в общей информационной системе должны быть подробно описаны: порядок сбора данных с учетом действующих и предыдущих отчетных форм; правила обработки хранимой информации с подробным изложением вычислений там, где они имеются; способы и средства распространения данных. То есть, должна быть создана межведомственная система метаданных экологической информации.
Для оценки состояния окружающей среды разрабатывается национальный комплект экологических показателей, который представляет собой набор ведомственных данных различного уровня агрегации и представленных в форме, позволяющей формировать данные для проведения анализа и принятия решений социально-экономического характера. Структура комплекта позволяет использовать данные как для различной национальной и международной отчетности, в том числе по Рио Конвенциям. Для однозначного понимания показателей и уверенности в уровне достоверности данных основой формирования национального комплекта экологических показателей должна стать Межведомственная система метаданных, которая:
- позволит сделать данные «полезными»;
- обеспечит возможность оценки достоверности и оперативности данных;
- благодаря подробному описанию информационных процессов обеспечит сокращение риска утраты знаний в результате ухода или изменения функций ключевых сотрудников;
- позволит лучше понимать исторические данные, с учетом всех вариаций методологии сбора и обработки данных за время наблюдений;
- станет общим ресурсом знаний, документов международного и национального законодательства в сфере изучения и охраны состояния окружающей среды нормативных документов, методологий сбора и обработки данных;
- обеспечит более эффективное управление процессами охраны окружающей среды и социально – экономического развития регионов.